Белокуриха — город и курорт
Добро пожаловать на главный городской сайт!
8 800-700-2517
Бесплатный звонок





Статьи » Политика и экономика

Закрыть глаза на очевидное

24.01.2009
Суббота
15:08

В первый рабочий день наступившего года наиболее ответственные горожане отправились платить за коммунальные услуги. О том, что тарифы вырастут, было известно. Но более точно оценивали брешь в семейном бюджете уже позже: дома, согласно квитанциям.
 

Больше всего «потянули» услуги Теплоцентрали. Оно и понятно, увеличение более чем на 20% в и без того затратной статье коммунальных расходов ощутили все: льготники, плательщики по счетчикам и те, кто платит согласно установленным тарифам. Услуги ООО «ЖКХ» также выросли почти на четверть. О счетах, выставленных энергетиками, лучше вообще не вспоминать.
На фоне всего этого потребители практически не ощутили рост тарифов на холодную воду и водоотведение. Как говорится, мелочь, а приятно. Как бы «Водоканал» не аргументировал необходимость повышения тарифа (не на 3 утвержденных процента), его данные местная власть сочла недостаточно обоснованными. И занялась «сдерживанием роста коммунальных платежей».
Почему за счет одного предприятия? И почему так жестко? Утвержденное администрацией увеличение тарифа – формальное, существенно недотягивает даже до официальной инфляции (13,3%). О том, что будущего у предприятия с подобными тарифами нет, его руководство открыто говорило не один раз. В ответных речах специалистов местной администрации (без имен) основной мыслью:  крутитесь, ребята, как хотите; тариф не увеличим, народ защищать надо… За счет кого? Конечно, за ваш счет, других вариантов просто нет. Как говорится, ничего личного… Но это так, мысли вслух. Потому оставим измышления, обратимся к фактам. К тем, которые упорно не хотят замечать специалисты администрации.

Сделано в 2008-м
Во-первых, приобретен новый экскаватор. Его стоимость 2 млн. 700 тыс. рублей. Брали в лизинг. Оплатили около миллиона. Остальное – позже. Соответственно, конечная цена экскаватора для предприятия будет выше 2,7 млн.
Приобретена новая вакуумная машина. Это еще около 600 тысяч рублей.
Во-вторых, построено более 1,7 км новых водопроводных сетей в Северном микрорайоне за счет инвесторов.
В Восточном микрорайоне – около 700 метров водопровода на средства городского бюджета.
 За счет собственных средств ОАО «Водоканал» было переложено в целом по городу 1530 метров водопровода. 
На всех скважинах установлена система учета, благодаря чему есть достоверная информация о подъеме воды.
Также приобретен новый фекальный насос, выполнен ряд работ, позволяющих обеспечивать функционирование предприятия и выполнять возложенные на него задачи по обеспечению Белокурихи качественной водой.

Тариф
Любое предприятие заинтересовано, чтобы тарифы на оказываемые услуги как минимум покрывали затраты производства.
– Сегодня «Водоканал» от основной деятельности имеет лишь убытки, – говорит генеральный директор акционерного общества Константин БАЗАРОВ. – С нашей отчетностью в администрации города знакомы. И то, что показатели нашей основной деятельности со знаком «минус» ее специалистам известно хорошо. Есть у нас прибыль, но она получена от «прочей деятельности», то есть благодаря тому, что мы работаем с инвесторами. Именно за счет этих доходов (дополнительных заработков) мы обновляем основные фонды. Но этого недостаточно…
Сегодня на предприятии высокая степень износа основных фондов, устаревшие технологии и высокая аварийность на сетях. Старение основных фондов продолжается, соответственно, сохраняются и обусловленные этим риски. Что значит «значительный износ» главного водовода (того, по которому вода приходит в город из скважин, расположенных в 17 км от Белокурихи)? За более чем 25-летнюю работу в некоторых местах труба износилась полностью. (Любой здравомыслящий человек понимает, что износ не бывает равномерным по всей длине трубы, она просто рвется в самых слабых местах). Сегодня более 200 метров главного водовода необходимо срочно менять. На то существует техническое заключение экспертной компании. Латать дыры бесконечно невозможно. Заменить – нет возможности.
–Необходимо развивать сети? Конечно. Никто с этим спорить не станет, – продолжает генеральный директор «Водоканала». – В том числе и за счет инвестиционной составляющей. Но при условии нормального тарифа на содержание всего хозяйства. Пока же за счет тех средств, что надо пускать на развитие, мы латаем дыры.
Необходима модернизация устаревших морально и физически фондов? Несомненно. Но для этого требуются изначальные инвестиции, которые позволят оптимизировать работу предприятия.

«А вот у соседей…»
–У каждого предприятия свои финансовые потребности для выполнения его определенной производственной программы, – объясняет Татьяна СОКОЛОВА, главный экономист ОАО «Водоканал». – У одних затраты выше на хим. реагенты (в Камне-на-Оби, к примеру, воду берут прямо из реки), у других – на электроэнергию, и т.д. Экономическая обоснованность тарифа и затраты на основное производство у всех свои. Поэтому сравнение тарифа не вполне корректно. Можно сравнить с Яровым, где скважины находятся на территории города. А можно с Алейском, который берет воду за 70 км и затраты на ее транспортировку несоизмеримо выше, тариф в 3 раза больше нашего. Процент увеличения тарифа на услуги водоканалов в среднем по краю можно озвучить. Это около 20%. В Бийске, к примеру, около 32%. У нас же 3%...
Специфика водоканала Белокурихи заключается в значительных затратах на электроэнергию. Вода от скважин на реке Песчаной до города подается электронасосами 17 км. Более чем на 30% вырос тариф у энергетиков. Данная статья расходов предприятия увеличится на треть, а доходы?
Понятно, что установка тарифа – дело непростое, требует многостороннего подхода. 
При чрезмерных тарифах, которые не учитывают платежеспособность населения, растет невзысканная дебиторская задолженность.
Когда же тариф слишком маленький, искусственно сдерживаемый в угоду каких-то популистских целей, у предприятия нет возможности развиваться и оно, как сектор экономики, имеющий особую социальную значимость, стагнирует (то есть приходит в состояние застоя).

Люди
Заботу о людях можно проявлять различными способами. Можно развивать социальные программы, создавать дополнительные рабочие места, расширять сферы производства и услуг в городе, привлекать инвестиции. А можно пойти по другому пути: «позаботиться» о людях, используя методы, которые сегодня называют именно популистскими, работающими «на публику». Чем на самом деле руководствовались в администрации («позаботиться» можно было частично и за счет других коммунальных предприятий города, хотя бы раскидать эту «заботу» на всех), неизвестно. Почему остается глухо ко всем доводам – тоже. Понятно, что «отсутствие экономического обоснования» – не более чем лукавство. Ведь экономику предприятия в администрации знают неплохо, и трудности, и особенности производства. И еще лет несколько назад тарифы устанавливались в соответствии с потребностями предприятия. В которых не забывали о тех 200 специалистах, что работают здесь. И не закрывали глаза на очевидное: качественной услуги даром не бывает…
К сведению. За последние два года основному рабочему составу ОАО «Водоканал» трижды поднималась заработная плата. Административному аппарату – ни разу.
 
Текст: Евгения РУДЬ
 

К сожалению, этот материал не имеет фотографий и иллюстраций.

Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Раздел: Политика и экономика
Дата публикации: 24.01.2009 в 15:08
Прочтений: 955
Комментариев: 0

Похожие статьи:




Номера всех категорий
лечебная путевка от 2900р. в сутки

Номера всех категорий
лечебная путевка от 2800р. в сутки

Номера всех категорий
от 1800 рублей за номер

Номера всех категорий
от 1900 рублей в сутки за номер
Полулюкс
от 2700 рублей в сутки за номер
Люкс
от 4000 рублей в сутки за номер
Стандартные номера
от 1000 рублей в сутки за номер
Номера люкс
от 2300 рублей в сутки за номер
Стандартные номера
от 3000 рублей в сутки за номер
Номера люкс
от 5000 рублей в сутки за номер
Основной корпус
от 8000 рублей
Гостевой корпус
от 4000 рублей в сутки