Белокуриха — город и курорт
Добро пожаловать на главный городской сайт!
8 800-700-2517
Бесплатный звонок





Статьи » История города и курорта

Годы послевоенные...

15.02.2009
Воскресенье
14:40

К 70-летию Белокурихинской средней школы №1

Сколько душевных мук и беспросветной нужды они принесли,  сколько непосильной работы взвалили они на хрупкие плечи осиротевших детей и вдов.
Вместе с тем это были годы небывалого, героического трудового подъёма советских людей. Непоколебимой была вера в светлое завтра, ради которого не жалели ни сил,  ни здоровья,  ни жизни…

В трудных условиях оказалась школа после войны.
Повседневная школьная жизнь была насыщена напряженным трудом: усердно учились, работали в колхозе, участвовали в общественной жизни школы и села. Тяга к учению была огромной, но зачастую дойти до школы было не в чем – ни обуви, ни одежды. Старшим в семье детям было не до учёбы, они заменили погибших на фронте отцов и работали со взрослыми наравне.
Но надежды на счастливую мирную жизнь окрыляли, вдохновляли на преодоление всех послевоенных невзгод. Перед нами одна из первых послевоенных фотографий.
 

10 июня 1945 года. Учащиеся 9 класса со своими наставниками (2-й ряд слева направо)
A. M. Шатерин, O. K.  Орловский, А. П. Анфимова – директор, Д. Т. Бескровный  – завуч.

В школе на конец 1944 – 45 учебного года, было 402 ученика.
В победном 45-м стали возвращаться с фронта учителя и ученики. Ордена и медали на груди говорили о том, что священный долг перед Родиной они выполнили с честью.

Учителя – фронтовики...
Дня детей военных и послевоенных лет они стали идеалами, кумирами на всю жизнь.
Их искренне любили, ценили  их мнение, к ним шли за советом в трудную минуту, а их рассказы о войне слушали, затаив дыхание.
Вернулись с Великой Отечественной и приступили к любимой работе Виктор Кронидович Анфимов, Иван Алексеевич Болотов, Петр Яковлевич Ярыгин, Андрей Филиппович Алексеев, Степан Григорьевич Кайгородов, Николай Терентьевич Швецов, позднее Виктор Александрович Федотовских.
Школу возглавил вновь В.К.Анфимов, завучем был Дмитрий Трофи¬мович Бескровных.
1 октября 1945 года состоялся педсовет с повесткой: «Итоги работы школы за 1944 – 45 учебный год; и задачи на 1945 – 46».
Педсовет решил качественно улучшить учебно-воспитательную работу на новых принципах, вести решительную борьбу за всеобуч, уделять особое внимание детям-сиротам и семьям фронтовиков, серьезно заняться работой вечерней школы, поднять на должный уровень пионерскую и комсомольскую работу.
Выступления педагогов пронизаны искренним желанием и стремлением выполнить решение педсовета, но перед школой стоял непочатый край проблем. Эти проблемы четко обозначены в выступлениях членов педсовета.
Ф.М. Прибыткова-Порунова, учитель начальных классов: «Как можно учить хорошо без учебников, карандашей, перьев, нет пособий, не хватает мела. Посещаемость низкая, дети разуты и раздеты».
А.Р. Пушкарева, заведующая начальной школой: «Как добиться успеваемости учащихся, если чернил нет, тетрадей нет. Домашние задания выполняются на га¬зетах сажей, я не могу ничего понять и проверить домашнее задание».
А.В. Багрянский, математик: «Условий для жизни учителя и нормальной работы нет никаких. Мне вместо квартиры дали летнюю дачу в двух километрах от школы. Как я должен работать и жить с семьёй?»
Н.Т.Швецов, военрук: «Вести военное дело нет никаких условий, кабинета нет, оборудование достать невозможно».
Школа работала в три смены, наглядные пособия изготовляли учителя и учени¬ки; учебников, тетрадей и письменных принадлежностей не хватало. В классных комнатах зачастую было холодно, занимались одетыми.
Но жизнь школы была полнокровной. Чудом сохранившиеся документы тех лет тому подтверждение: план работы классных методобъединений, расписание консульта¬ций и докладов для учащихся на 1-е полугодие 1945 – 46 учебного года, отчёт школы по успеваемости, информация старшей пионерской вожатой Таси Бурыкиной.
Основной задачей школы (как и во все времена) была борьба за высокую успеваемость и сознательную дисциплину.
Успеваемость учащихся по школам в процентах в 40-е годы не подсчитывали. В отчётах были графы с количеством учащихся успевающих и отстающих.
Так, по итогам 1946 – 47 учебного года из 440 учащихся не успевали 125, а в 6-м классе, например, из 42 оставлено на осень и повторный курс 22 ученика.
На январском районном совещании учителей Смоленского района, педагогические коллективы приняли повышенные социалистические обязательства, посвящен¬ные 30-летию Великого Октября…

Отблески «Артека»
В школах уделяется особое внимание идейно-политическому воспитанию учащихся на уроках. Созданы кружки текущей политики, которые вели  учителя-комсомольцы П.Я. Ярыгин, А.Ф. Алексеев, Н.Т. Швецов, который возглавлял школьную комсомольскую организацию в послевоенные годы.
Работу пионерской организации направляла выпускница школы Ана¬стасия Михайловна Бурыкина, которая прошла отличную школу вожатых в Алтайском Артеке.
В своих воспоминаниях она пишет: «Отъезд Артека я переживала тяжело, почти два года я общалась и трудилась в этом прекрасном коллективе. Сколько удивительных и полезных навыков, знаний, традиций я почерпнула из пионерской копилки артековских дел. Помогла разлуку с Артеком пережить моя родная шко¬ла. Я прибегала ранним утром и уходила из школы поздно вечером. Многие традиции Артека я перенесла в пионерскую работу своей дружины.
Большое значение я придавала торжественному построению, сдаче рапортов при проведении сборов звена, отряда, дружины.
Я добивалась, чтобы каждому пионеру было известно всё о галстуке, о пионер¬ском знамени, о горне и барабане.
Каждый отряд вёл свой дневник пионерской жизни. Каждый пионер в звене и отряде имел свои обязанности.
Много оформляли альбомов о героях гражданской и отечественной войн, о трудо¬вых подвигах советских людей.
Весь материал был вырезан из газет и красочно оформлялся ребятами, кто умел хорошо рисовать. Помню очень красочные альбомы о героях сибиряках и о Сталине.
Любили читать газету «Пионерская правда» и горячо обсуждать прочитанное. В кино ходили организованно, по отрядам. Пионер, получивший двойку, лишался и кино, и всех интересных мероприятий в отряде, поэтому ребята старались поско¬рее исправить плохие отметки.
Работе в колхозе придавалось серьёзное значение. Пололи хлебные поля, собирали колоски, всегда работали на уборке  овощей, в сельхозферме «Аврора», в саду.
Вылавливали швырок (поленья) из речки, особенно быстро по тревоге (гудел гудок на всё село) мы собирались у гавани (в районе нынешнего санатория «Катунь»), где иногда срывало половодьем перегородку, задерживающую швырок.
Зимой собирали для колхозных полей золу, куриный помёт и на санках вывозили это ценное удобрение на поля.
Весной собирали металлолом. Круглый год занимались тимуровской работой, помогали семьям фронтовиков копать огороды, возить и колоть дрова.
Вечером, в сумерках очень любили кататься на санках, лотках-самоделках, а частенько выпрашивали большие сани на конном дворе (он был расположен в районе корпусов санатория «Белокуриха») и с радостным визгом кучей-малой мчались с крутой горы, что дух захватывало.
Мои помощники и активисты были во всех наших делах рядом со мной: Таня Лотоцкая, Люба Гаврилина, Римма Корешкова, Галя Жукова, Дина Журавлева, Галя Безуглова, Володя Курочкин, Рая Жидких и многие другие ребята.
В теплое время года пионерские сборы были у костра на любимых камушках, где ребята читали:
Гори, костер, взлетайте искры к тучам
И по сухой хвое огонь играй!
И пусть как прежде, гордый и могучий
Ещё столетья простоит Алтай!
Открывши сбор и заканчивали маршем юных пионеров «Взвейтесь кострами», пели наши любимые «Картошка», «Там вдали за рекой», «Три Тайшета», «Орлёнок», «Каховка», «Катюша», «Широка страна моя родная» – это песенный мир моло¬дежи военных и послевоенных лет. Трудное, но интересное время выпало на нашу юность.

Первое «Горько!»
В 1947 году в школах страны отличникам учёбы вручались похвальные грамоты «За отличные успехи и примерное поведение» по итогам 1946 – 47 учебного год.
Весной учителя и учащиеся школьной комсомольской организации приняли участие в закладке первых лесопосадок на склонах, прилегающих к курорту «Белокуриха».
Среди бесконечных напряженных учительских забот, связанных с окончанием очередного учебного года, произошло событие особенно: первая послевоенная учительская свадьба, которая состоялась 28 мая 1947 года.
Поздравить молодоженов Степана Григорьевича Кайгородова, молодого, стройного военрука, офицера запаса, фронтовика и Анну Митрофановну Синченко, учи¬тельницу начальных классов, звонкоголосую скромную милую девушку, пришел весь дружный учительский коллектив во главе с Анфимовыми. Молодых осыпали весенними цветами под традиционное свадебное «Горько».
Дарили скромные подарки: цветы, книги, жениху – носки, невесте – платок и 20 рублей.
Сколько песен было спето о Победе, о любви и о войне, не давшей сыграть намеченные свадьбы.
Гостями были в основном молоденькие учительницы, которые искренне, по-доб¬рому завидовали Анечке Синченко, ведь многие их парни-годки не вернулись с той проклятой войны. Смахнув украдкой непрошенную слезинку, они дружно кричали «Горько» и желали паре молодой дожить до свадьбы золотой.
То доброе пожелание коллег было от чистого сердца, оно как благословение вело супругов рука об руку по большой трудовой дороге жизни.
Анна Митрофановна и Степан Григорьевич 33 года добросовестно отработали в родной Белокурихинской школе и отметили торжественно золотую свадьбу, организованную их воспитанниками разных лет.
1947 год был богат событиями, как в школьной жизни, так и в жизни курорта.
С июня 1947 года директором курорта назначается Алексей Александрович Круглов, коммунист, фронтовик, отличный организатор и хозяйственник, он с большим энтузиазмом приступил к обновлению и созданию новой материальной базы курорта.
В этом же году открыты первый детский санаторий на 25 мест под руководством М.Г. Игониной, ясли-сад при курорте на 85 ребятишек с заведующей Л.И. Гуторовой. Учебный год был продлен на две недели в связи с тем, что 60% детей болели корью и был карантин.
На августовском совещании учителей серьёзно решались вопросы о повышении профессиональной квалификации через обязательное заочное обучение всех педагогов в учительских институтах края…
На этом же районном совещании большая группа учителей была удостоена правительственных наград, им были вручены медали Президиума Верховного Совета СССР «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». 16 миллионов тружеников тыла были награждены этой медалью и среди них наши учителя.


1947 год. Группа учителей начальных классов БСШ, награжденная медалью «За доблестный труд в годы войны»:
1 ряд: A. M. Кайгородова, A. M. Бурыкина, В. К. Анфимов – директор, М. В. Прибыткова, Д. Т. Бескровных – завуч.
2 ряд: П. И. Яхно, Е. И. Тырышкина, Ф. М. Прибыткова, М. А. Ярыгина, Т. А. Катерюшина.
 
Текст: Раиса Ивановна БЕРДНИКОВА
Фото из личного архива Р. И. БЕРДНИКОВОЙ
 
_2

Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Раздел: История города и курорта
Дата публикации: 15.02.2009 в 14:40
Прочтений: 1827
Комментариев: 0

Похожие статьи:




Номера всех категорий
лечебная путевка от 2900р. в сутки

Номера всех категорий
лечебная путевка от 2800р. в сутки

Номера всех категорий
от 1800 рублей за номер

Номера всех категорий
от 1900 рублей в сутки за номер
Полулюкс
от 2700 рублей в сутки за номер
Люкс
от 4000 рублей в сутки за номер
Стандартные номера
от 1000 рублей в сутки за номер
Номера люкс
от 2300 рублей в сутки за номер
Стандартные номера
от 3000 рублей в сутки за номер
Номера люкс
от 5000 рублей в сутки за номер
Основной корпус
от 8000 рублей
Гостевой корпус
от 4000 рублей в сутки